Золотая педагогика

Пространственное мышление

Развитие пространственного мышления имеет особую значимость, т.к. развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека.

Мышление, которое обеспечивает создание образов пространства, и оперирование ими в процессе решения разнообразных задач есть "пространственное мышление. Гносеологическая его функция состоит в том, что оно обеспечивает преобразование пространственных соотношений объектов: их формы, величины, взаимного расположения частей, которые выражаются понятиями о направлении, расстоянии, местоположении, протяжённости и т.п.

Будучи более тесно и непосредственно связанным с отражением реальной действительности, образ даёт знание не об изолированных сторонах (свойств) этой действительности, а представляет собою целостную мысленную картину конкретного участка действительности, где воспроизводятся не отдельные признаки и свойства объектов, а обязательно их пространственная размещённость.

Пространственное мышление, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, выполняет специфическую функцию в познании и обучении. Оно позволяет вычленять из реальных объектов, теоретических (графических) моделей пространственные свойства и отношения, делать их объектом анализа и преобразования. Основной оперативной единицей пространственного мышления являются пространственные образы, в которых отражаются не все свойства, признаки предметного мира, а лишь пространственные свойства и отношения. Пространственное мышление, в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы.

Пространственные представления как результат деятельности является вместе с тем необходимым условием и опорой для усвоения материала, развития у учащегося образного мышления. В процессе мышления пространственные представления способствуют установлению более чёткой и точной взаимосвязи между реальным предметом и понятием, символом и образом.

Термин «пространственное представление» включает представления о форме, положении, величине, т.е. о пространственных связях и отношениях. Содержание и объём пространственных представлений, которые формируются у учащихся в процессе обучения, могут быть представлены структурной схемой. У учащихся формируются представления о геометрической фигуре "целом" и как "множестве точек", о форме и величине, о пространственных отношениях (положения, порядка, меры, соответствия).

Пространственное

мышление есть такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительное, научно-техническое творчество. В ходе овладения ими целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, поделке и т.д.

Еще по теме:

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен повышением ценности общения в современной действительности. Вопросы межличностных отношений, человеческих коммуникаций стали объектом пристального внимани ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru