Золотая педагогика

Натюрморт и методика его изображения

Страница 2

Особенностью натюрмортной работы в графике является относительно небольшой размер изображаемых предметов. Художник может делать композицию, близкую по масштабу к натуре, выявляя хорошо видимые глазом фактурные качества постановки, что важно как при первом знакомстве с графикой, так и при профессиональных творческих исканиях. Для обучения натюрморт ценен и тем, что каждый может создать постановку у себя дома из хорошо знакомых предметов, находящихся под рукой. Предметы, еще сохранившие тепло рук хозяина, помогают войти в мир натюрморта, преодолеть робость в начальной стадии работы. Натюрморт одинаково важен для всех этапов творческого развития художника. Хотя натюрморт есть неподвижная, «мертвая» натура, он состоит из предметов окружающей нас живой действительности. Собранные вместе, эти скромные предметы могут точно отражать духовный мир человека со всем многообразием его противоречий и особенностей. Не случайно англичане называют жанр натюрморта «тихой жизнью», где внешняя неподвижность — проявление внутренней духовной жизни. Любые формальные поиски всегда должны быть направлены на образное раскрытие темы композиции. Формальные упражнения, присутствующие в любой художественной школе, только путь к поиску новых средств и приемов выражения натуры. Предметы, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при использовании в натюрморте образуют свою среду, переходят в «иное измерение». Их значение в композиции, смысловая нагрузка неизмеримо возрастают. Сочетания простых предметов могут выражать самые сложные и возвышенные чувства человека, вызывать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути этих предметов.

Натюрморт следует рисовать с натуры, т.е. ту постановку предметов которая находиться перед тобой, которую ты можешь обсмотреть со всех сторон.

Рисование натюрморта следует начинать с выполнения композиционных набросков. Рекомендуется посмотреть на натуру с разных точек зрения, даже сверху, чтобы лучше понять взаиморасположение предметов. Обязательно надо попробовать разместить изображение в разных форматах.

Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения. Не следует торопиться, так как неверно найденное в наброске композиционное решение может зачеркнуть всю работу, а удачно найденная композиция - залог успеха. Полезно также выполнить не только линейный, но и тоновой эскиз композиции. Наиболее выразительное композиционное решение натюрморта переносят на основной лист, пропорционально увеличивая размер изображенных предметов.

Рисуя натюрморт, необходимо уметь выделить его композиционный центр. Иначе говоря, в натюрморте всегда какой-то предмет в смысловом отношении является главным, а остальные - второстепенными. При этом необязательно добиваться совпадения геометрического центра листа и композиционного центра натюрморта. Предметы, составляющие натюрморт, следует мысленно объединить. При этом особое внимание надо обратить на выразительность общего контура группы.

Удачным считается такое композиционное решение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть натюрморт в какую-нибудь сторону. Предметам не должно быть «тесно», они не должны подступать близко к границам листа. Неприемлемо как слишком крупное, так и слишком мелкое изображение. Свободное пространство между предметами также играет важную роль в композиции натюрморта.

Главное - соблюдать правильную последовательность в работе. Она основана на общих принципах академической школы: от общего к частному и затем опять к общему. На первом этапе продумывают композиционное размещение натюрморта на листе. Тонкими линиями намечают общую форму всей композиции. Затем приступают к линейно-конструктивному построению предметов и выявлению формы при помощи светотени. Особое внимание уделяется расположению предметов по отношению друг к другу и фону. При этом необходимо соблюдать правильную передачу формы, пропорций и материальности отдельных предметов, складок драпировки, составляющих натюрморт. В процессе лепки формы тоном стараются подчеркнуть разность их пространственного положения. Предметы на переднем плане прорисовываются более тщательно, а объекты дальнего плана изображаются более обобщенно, без проработки деталей. Общую форму предметов, их пластику передают светотенью и наложением штрихов по форме.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Апробация алгоритма работы с электронными ресурсами в опытном обучении
Предварительное изучение лингвистической, психологической, психолингвистической и методической литературы позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования: оптимизация процесса обучения работе с электронными ресурсами - учеников начальной школы возможна за счёт 1) групповой работы; 2) получен ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru