Золотая педагогика

Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования

Страница 2

ситуативно-личностное общение - генетически первая форма общения ребёнка со взрослым. Она характерна для детей первого полугодия жизни;

ситуативно-деловое общение - вторая по времени возникновения форма общения детей со старшими партнёрами; она характерна для детей раннего возраста;

внеситуативно-познавательное общение;

внеситуативно-личностное общение со взрослым во второй половине дошкольного детства.

Взаимность в общении со взрослыми начинает проявляться у младенца на втором месяце жизни. Малыш развивает особую активность, стараясь привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом той же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребёнка форму общения со взрослыми М.И. Лисина назвала ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной .

Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой и остаётся главной и единственной от одного до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребёнка. Для этой формы общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица).

Помимо доброжелательного влияния взрослого, младенцу важно практическое сотрудничество с ним. И к концу первого полугодия жизни возникает ситуационно-деловая форма общения со взрослым. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша и как бы "обслуживает" его "деловые интересы".

Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребёнка. Задержка на непосредственно-эмоциональном этапе общения со взрослыми чревата задержками в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.

Ситуативно-деловая форма общения остаётся главной в общении ребёнка со взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трёх лет). Для неё характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.).

В первой половине дошкольного детства (3-5 лет) у ребёнка наблюдается новая форма общения со взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. М.И. Лисина назвала это "теоретическим сотрудничеством". Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой всё более сложные вопросы. "Почемучки" обращаются ко взрослому за ответом или за оценкой собственных размышлений. На уровне внеситуативно-познавательного общения дети испытывают общую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Ребёнок неуверен, боится, что над ним будут смеяться. Поэтому взрослым необходимо серьёзно относиться к вопросам ребёнка, поддерживать его любознательность.

Общение со сверстниками становится всё более привлекательным для ребёнка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры остаётся взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками.

В рамках ситуативно-делового общения ребёнок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, забывая о товарище. М.И. Лисина называла это феноменом "невидимого зеркала".

Позже ребёнок начинает видеть и особенности сверстника, фиксируя, однако, в основном негативные проявления. Ребёнок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении ровесника.

Отставание в развитии этой формы общения сильно влияет на становлении личности ребёнка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, враждебность, агрессивность. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребёнка, чтобы помочь предотвратить задержку общения.

В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается иная форма общения со взрослыми - внеситуативно-личностная. Беседы ребёнка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать - "как нужно", он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, усваиваются нравственные законы, ребёнок оценивает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители выступают для него как образец поведения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Этапы формирования навыка письма у первоклассников
Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический - методика и тактика учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический, являющийся основой для рационального построения методики и для ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru