Золотая педагогика

Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта » Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Страница 2

2) Основной объект внимания в первую минуту опыта: характеризует основной объект внимания ребенка в первую минуту пребывания в комнате. Если внимание ребенка было обращено на игрушки, то начисляется 1 балл за ситуативно-деловую форму общения. Если внимание обращалось к книге, то начислялся 1 балл за внеситуативно-познавательную форму общения. Если же внимание ребенка было привлечено к взрослому, то 1 балл начислялся за внеситуативно-личностную форму общения.

3) Уровень комфортности во время опытов: отражает комфортность состояния ребенка: свободу поведения, интерес к опыту, эмоциональную вовлеченность в каждую из трех ситуаций. Если ребенок чувствовал себя раскованно и свободно, ему начислялись 4 балла. Если при общении со взрослым ребенок чувствовал себя несколько напряженно, то ему начислялись 3 балла.2 балла начислялись ребенку, если он во время опыта чувствовал себя скованно. За дискомфортное состояние начислялся 1 балл.

4) Особенности речевых высказываний в каждой ситуации. Этот показатель вычислялся путем количественной обработки особенностей речевых высказываний детей с учетом числа, тематики, уровня информации. Нами были разработаны шкалы оценки речевых высказываний ребенка для каждой из форм общения. За речевые высказывания ребенку начислялось от 0 до 4 баллов.

5) Желательная длительность опыта. Пятый показатель обозначает длительность опыта, определявшуюся по желанию ребенка (но не более 15 минут)

1 балл - от 0 до 5 минут

2 балла - от 6 до 10 мин.

3 балла - от 11 до 15 мин.

4 балла - если ребенок по истечение 15 минут выражал желание продолжить свою деятельность.

Ситуативно-деловая форма общения:

0 баллов - до 14 высказываний;

1 балл - 15 и более ситуативных высказываний;

2 балла - 15 и более высказываний, если от 1 до 9% из них составляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного характера;

3 балла - от 15 до 59 высказываний, если больше 10% из них составляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного характера;

4 балла - 60 и более высказываний, если больше 10% из них составляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного характера.

Внеситуативно-познавательные формы общения.

0 баллов - 0-9 высказываний;

1 балл - 10 и более высказываний, если внеситуативные высказывания или познавательные вопросы составляют от 0% до 20% из них;

2 балла - 10-25 высказываний, если от 20 до 30% из них составляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного характера;

3 балла - 26 и более высказываний, если от 20% до 30% из них составляют внеситуативные высказывания или вопросы познавательного характера;

4 балла - 20 и более высказываний, если более 30% из них составляют внеситуативные высказывания или познавательные вопросы.

Внеситуативно-личностная форма общения

0 баллов - 1-10 высказываний;

1 балл - 11 и более высказываний, из которых не менее 80% являются внеситуативными, а оценочные высказывания и вопросы познавательного характера отсутствуют;

2 балла - 11 и более высказываний, если оценочные высказывания и вопросы познавательного характера составляют от 1 до 10% всех внеситуативных высказываний;

3 балла - 11 и более высказываний, если оценочные высказывания и вопросы познавательного характера составляют от 10 до 20 % всех внеситуативных высказываний;

4 балла - 11 и более высказываний, если оценочные высказывания и вопросы познавательного характера составляют более 20% всех внеситуативных высказываний.

Затем путем суммирования вычислялось общее количество баллов, которое соответствовало определенному уровню общения ребенка со взрослым в каждой ситуации. Для получения целостной картины выводился общий результат по трем ситуациям (соответствующим ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формам общения).

Таким образом, для каждого ребенка были зафиксированы три результата, соответственно по каждой форме общения. Доминирующей формой общения ребенка была та, которая оценивалась наибольшей суммой баллов.

Помимо исследований по определению форм общения дошкольников с нарушением интеллекта со взрослыми на этом этапе работы нами были организованы наблюдения за поведением детей во время их общения со взрослыми. В ходе этих наблюдений мы фиксировали средства общения, которыми пользовались дети при общении со взрослым (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые) и определяли, какие из них являются ведущими для каждого ребенка.

Таблица 1

Ведущие формы общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента (в %)

Ведущая форма общения

Количество детей, (%)

Ситуативно-деловая

Внеситуативно-познавательная

Внеситуативно-личностная

3 ребенка (75 %)

1 ребенок (25 %)

0

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ технологий и форм организацииучебного процесса припреподавании дисциплины «Экономика организации» в Новочеркасском колледже
Новочеркасский колледж пищевой промышленности является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, деятельность которого регулируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования и Уставо ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru