Золотая педагогика

Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта » Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Страница 3

Рис.1. Ведущие формы общения у детей с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента

Анализ протоколов показал, что на этом этапе все дети без исключения выбрали в первую очередь игру. Не очень охотно они принимали чтение книги со взрослым.

Предложение побеседовать у многих вызывало недоумение, смущение, а нередко и прямой отказ.

В первую минуту опыта дети рассматривали игрушки, разные предметы в комнате. Лишь один мальчик однажды обратился прежде всего к книгам. Никто из испытуемых не обратился в первую очередь к взрослому.

Уровень комфортности детей во время опытов был максимальным, когда они занимались игрушками. При общении с экспериментатором дети проявляли скованность, напряжение, пассивность. Как правило, дети говорили не много. А при обсуждении книг они часто отвлекались, становились рассеянными, прямые вопросы повергали их в смущение, вызывали затруднения. Только один ребенок вступал в личностную беседу с экспериментатором.

Желательная длительность опыта оказалась максимальной при игре. С большой неохотой дети оставляли игрушки, когда взрослый предлагал им почитать книги или побеседовать. Они часто выражали нежелание заняться чем-либо, кроме игры, даже совсем отказывались от иной деятельности.

Нами были проанализированы речевые высказывания детей по нескольким параметрам.

Чаще и больше всего дети говорили в ситуации, моделирующей ситуативно-деловую форму общения (58,4% всех высказываний).

Намного меньше дети говорили в ситуации, моделирующей внеситуативно-познавательную форму общения (26,3%). И лишь 15,3% всех высказываний приходятся на долю внеситуативно-личностной формы общения.

Таблица 2

Количество речевых высказываний в разных ситуациях общения на констатирующем этапе эксперимента (в %)

Форма общения

Количество речевых высказываний, %

Ситуативно-деловая

Внеситуативно-познавательная

Внеситуативно-личностная

58,4

26,3

15,3

Рис.2. Количество речевых высказываний в разных ситуациях общения на констатирующем этапе эксперимента

Подавляющее большинство всех речевых высказываний составляли ситуативные высказывания (80,2%). Дети почти не обсуждали познавательные вопросы, не делились мнением о своих друзьях, сверстниках по группе. Гораздо чаще они рассказывали о себе, своих братьях, сестрах. В целом у них преобладали сообщения об обладании предметами, о животных, игрушках и предметах быта.

Данные об особенностях речевых высказываний представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3

Особенности речевых высказываний дошкольников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента (в %)

Характер высказываний

Количество высказываний, %

Ситуативные

Внеситуативные

Информационно-констатирующие

Вопросы познавательного характера

Оценочные

80,2

19,8

86,25

4,5

1,8

Рис.3. Особенности речевых высказываний дошкольников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента

По содержанию превалировали информационные высказывания типа простой констатации фактов ("У мня самолетик. Красная шапочка идет"). Они составили 86,25% высказываний. Очень мало дети задавали вопросов познавательного характера ("Почему паруса белые? Зачем паук насаживает мух на колючки?"), которые составили лишь 4,5% от всех высказываний. Сообщений оценочного характера было только 1,8% ("Волк злой, он бабушку съел. Паша добрый, он играет со мной").

В качестве иллюстрации опишем поведение в разных ситуациях общения некоторых детей.

Толя С. Мальчик легко согласился на участие в опытах. Он сразу проявил интерес к игрушкам, стал ими манипулировать. Однако в общение со взрослым Толя вступил не сразу. Сначала он не отвечал на вопросы или только кивал в ответ головой. Но постепенно мальчик втянулся в ситуацию общения, стал обращаться к взрослому, но тем не менее, к исследователю относился настороженно. Обращения Толи к взрослому были связаны, как правило, с его действиями. С большой неохотой мальчик расстался с игрушками, когда взрослый предложил ему почитать книгу. Во время чтения книги он был скован, пассивен. Он с интересом слушал чтение и рассматривал иллюстрации, однако обсуждать книгу фактически отказался. Прямые вопросы повергали мальчика в смущение, и, как правило, он отвечал на них: "Не знаю" или вообще не отвечал, а предложение побеседовать Толя ответил прямым отказом. В двух повторных опытах с диагностикой форм общения поведение Толи строилось подобным образом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Элементы обучения рисованию детей младшей группы
Начальная ступень изобразительной деятельности малыша направлена к активному, действенному познанию к изучению ребёнком материала его свойств и к овладению ими к экспериментированию с материалом. Процесс рисования дошкольника – это развитие движения рук, их разнообразие и повторяемость. Движение ру ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru