Золотая педагогика

Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта » Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 2

На третьем, заключительном, этапе все 4 детей соглашались побеседовать со взрослым на личностные темы. По нашему мнению, способность детей к внеситуативно-личностным контактам со взрослым также была сформирована во время проведения занятий.

Дети чувствовали себя одинаково комфортно как во время игры, так и при чтении книг, а иногда и во время беседы на личностные темы. У некоторых испытуемых уровень комфортности в процессе опытов был максимальным во время чтения книг. Вообще следует отметить, что на заключительном этапе при общении со взрослым дети были менее скованными и напряженными, чем на первом этапе исследования, проявляли активность в общении со взрослым. Очевидно, что повышение уровня комфортности у детей явилось прямым следствием упражнений в общении со взрослым во время формирующего опыта.

Анализ протоколов показал, что у испытуемых на контрольном этапе значительно возросла желательная длительность опыта в ситуации чтения книг. В ряде случаев испытуемые изъявляли желание продолжить чтение книг даже по истечении 15 мин. (максимальная продолжительность каждой ситуации общения) и неохотно переходили к другому виду деятельности. Продолжительность игровой ситуации несколько снизилась у детей, которые овладели внеситуативно-познавательной формой общения, они занимались игрушками около 10-12 мин. У одного ребенка, ведущей для которого осталась ситуативно-деловая форма общения, максимальная длительность опыта (15 мин.) была зафиксирована как в ситуации с игрушками, так и при чтении книг.

На заключительном этапе мы снова проанализировали все речевые высказывания детей и сравнили их с данными, полученными нами на первом констатирующем этапе исследования. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых значительно изменилось, как количественно, так и качественно. Остановимся на этом подробнее.

У участников на третьем этапе исчезла наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих исследований, резкая разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, моделирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с педагогом.

Полученные нами данные представлены в таблице 6 и на рисунке 6.

Таблица 6

Количество речевых высказываний старших дошкольников в разных ситуациях общения до и после обучения (в %)

Ситуация

Этап эксперимента

до обучения

после обучения

Ситуативно-деловая

Внеситуативно-познавательная

Внеситуативно-личностная

58,4

26,3

15,3

31,5

32,3

36,2

Констатирующий этап Контрольный этап

Рис.6. Количество речевых высказываний в разных ситуациях общения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

На долю внеситуативно-личностной ситуации общения приходятся 36,2% всех высказываний, что на 20,9% больше, чем было на констатирующем этапе. Несколько больше дети говорили и во время чтения. На долю этой ситуации на контрольном этапе пришлось 32,3% всех речевых высказываний, т.е. этот показатель вырос на 6%. А вот в ситуативно-деловой ситуации общения дети стали говорить меньше, чем в двух других случаях, и количество высказываний, приходящихся на нее упало (58,4% до 31,5% / на 26,9%).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Дидактическая игра по развитию счетной деятельности
Составление геометрических фигур Составить 2 равных треугольника из 5 палочек Составить 2 равных квадрата из 7 палочек Составить 3 равных треугольника из 7 палочек Составить 4 равных треугольника из 9 палочек Составить 3 равных квадрата из10 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугол ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru