Золотая педагогика

Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта » Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 3

На контрольном этапе у детей значительно возросла доля внеситуативных высказываний. Теперь они составляют 49%, что на 29,2% больше, чем это было на этапе констатирующего исследования. Данные о ситуативности речевых высказываний детей до и после формирующего опыта отражены в таблице 7 и на рисунке 7.

Таблица 7

Ситуативность речевых высказываний старших дошкольников до и после обучения (в %)

Характер

высказываний

Ситуативные

Внеситуативные

до обучения

после обучения

до обучения

после

обучения

Ситуативность

80,2

51

19,8

49

Рис.7. Ситуативность речевых высказываний старших дошкольников до и после обучения

Все речевые высказывания участников исследования были нами проанализированы и с точки зрения их тематики. Как и в ходе констатирующего исследования, дети почти не обсуждали познавательные вопросы, мало говорили о своих друзьях и сверстниках. Как правило, они рассказывали о себе, своих родственниках, близких. Как и раньше большинство сообщений были связаны с обладанием какими-либо приметами, животными, игрушками, бытовыми вещами.

Данные, приведенные в таблице 8 и на рисунке 8, показывают, что по содержанию по-прежнему превалируют информационные высказывания типа простой констатации фактов (80,4%), немного увеличилась доля вопросов познавательного характера (на 0,6%). Особо следует отметить тот факт, что у детей значительно увеличилось количество оценочных высказываний, теперь они составили 6,7% всех высказываний, что на 4,9% больше, чем было на первом этапе эксперимента.

Таблица 8

Содержание речевых высказываний детей до и после обучения (в %)

Содержаний

высказываний

Этап эксперимента

до обучения

после обучения

Информационно-констатирующие

Вопросы познавательного характера

Оценочные

86,25

4,5

1,8

80,4

5,1

6,7

Рис.8. Содержание речевых высказываний детей до и после обучения

Рассмотрим поведение некоторых испытуемых на контрольном этапе.

Толя С. Преобладающая форма общения - внеситуативно-познавательная. Мальчик с удовольствием согласился участвовать в опытах. С первых минут он обратился к книгам. Во время опыта чувствовал себя раскованно, много говорил. Толя неохотно расстался с книгами, когда ему предложили сменить вид деятельности. От чтения книги он перешел к игрушкам. В этой ситуации мальчик чувствовал себя скованно, меньше говорил, однако и от этого занятия отказался с трудом. На предложение побеседовать Толя согласился, но чувствовал себя дискомфортно, был пассивен, с трудом поддерживал разговор, не задавал взрослому никаких вопросов, а сам ограничивался ответами на вопросы, не выходя за их рамки. Очень скоро Толя и совсем отказался от продолжения беседы. В двух повторных опытах наблюдалась аналогичная картина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Элементы обучения рисованию детей младшей группы
Начальная ступень изобразительной деятельности малыша направлена к активному, действенному познанию к изучению ребёнком материала его свойств и к овладению ими к экспериментированию с материалом. Процесс рисования дошкольника – это развитие движения рук, их разнообразие и повторяемость. Движение ру ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru