Золотая педагогика

Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта » Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 4

Сережа Е. Ведущая форма общения - ситуативно-деловая. Мальчик охотно согласился на участие в исследовании. Наибольший интерес он проявил к игрушкам, играл с ними около 10 мин. с большим увлечением. При этом он легко шел на контакт со взрослым, но при общении с ним чувствовал себя несколько наряжено. Мальчик много говорил, но все его высказывания были связаны с его действиями, т.е. являлись ситуативными. После игры Сережа попросил почитать ему книгу, однако во время чтения чувствовал себя сковано, но слушал книгу внимательно и с большим удовольствием. Говорил Сережа в ситуации с книгой не очень много, однако среди речевых высказываний были внеситуативные и оценочные. Так он рассказал взрослому о книге, которую читал дома с мамой, чем она ему понравилась. Гораздо раскованнее Сережа себя почувствовал, когда начал со взрослым беседу на личностные темы. Он больше говорил, рассказывал о себе, своих маме, сестре, однако узнать что-то о взрослом не стремился, не задавал ему никаких вопросов. Желательная длительность опыта была максимальной во внеситуативно-личностной ситуации. В двух последующих опытах поведение Сережи строилось аналогичным образом.

Таким образом, у испытуемых повысился уровень коммуникативной деятельности. У большинства из них появилось стремление к познавательным контактам, интерес к книге, а деловое общение отступало на второй план; т.е. у детей ведущей стала внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. После занятий формирующего эксперимента все испытуемые проявили способность к внеситуативно-личностному общению, однако беседы на личностные темы они, как правило, поддерживают с трудом.

Следовательно, данными исследованиями по диагностике форм общения на контрольном этапе были подтверждены наши предположения о том, что уровень коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта можно повысить, упражняя их в общении на специально организованных занятиях, моделирующих внеситуативные (внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную) формы общения со взрослым.

На заключительном этапе нашей работы снова были проведены наблюдения за детьми для выявления у них ведущих средств общения. Они по-прежнему пользовались в основном речевыми и экспрессивно-мимическими средствами, причем последние стали сколько-нибудь разнообразнее и были в основном представлены улыбками и мимикой. Как и раньше все дети разговаривая со взрослым, редко на него смотрели. Отметим, что участники группы больше пользовались различными средствами общения, чаще прибегали к предметно-действенным средствам (приближениям, удалениям, протягиванием предметов). Основными средствами общения по-прежнему оставались речевые (2 детей) и экспрессивно-мимические (2 детей). По сравнению с данными наблюдений первого этапа 1 ребенок перешел от экспрессивно-мимических средств, которые являлись для него основными на исходом этапе, к речевым как ведущим средствам общения со взрослыми.

Ведущие средства общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта до и после обучения представим в таблице 9 и на рисунке 9.

Таблица 9

Ведущие средства общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта до и после обучения, (%)

Ведущие средства

общения

Этап эксперимента

до

обучения

после

обучения

Экспрессивно-мимические

Речевые

Предметно-действенные

3 (75 %)

1 (25 %)

0

2 (50 %)

2 (50 %)

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Образование как явление
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая ст ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru