Золотая педагогика

Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта » Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 5

Констатирующий этап Контрольный этап

Рис.9. Ведущие средства общения со взрослыми у детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Таким образом, большинству дошкольников с нарушением интеллекта, участвовавших в эксперименте, наиболее характерны речевые и экспрессивно-мимические средства общения со взрослым, коррекционные занятия не оказали решающего влияния на изменение ведущих средств общения у детей из данной группы.

В результате наших исследований была установлена возможность целенаправленного влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. По нашему мнению в специальных дошкольных учреждениях необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование внеситуативных форм общения может осуществляться как на специальных занятиях, так и вне их: во время игр, в уголке книги, в свободном общении детей с педагогами.

В ходе занятий учителям-дефектологам и воспитателям следует формировать у детей познавательные мотивы общения, вовлекать их в беседы на познавательные темы. Формирование интереса к книге, как источнику, содержащему множество интересных фактов, должно стать одной из главных задач, стоящих перед педагогами во время занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим и чтения книг. Все это, по нашему мнению, будет способствовать возникновению реальной платформы для овладения детьми внеситуативно-познавательной формы общения.

Следует также организовать специальные занятия, которые могли бы позволить детям общаться со взрослыми в рамках внеситуативно-личностной формы общения. Эта работа может быть включена, как составная часть, в занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим, чтением книг, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Особенно удобно сочетать этот вид работы с дидактической игрой "Оцени поступок", направленной на нравственное воспитание дошкольников. Особое внимание во время таких занятий следует уделять преодолению ситуативности в контактах детей со взрослым. Для этого нужно постоянно переходить в беседах от простой констатации фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких как смелость, частность, дружба. Особой задачей перед взрослым во время проведения бесед является согласование мнений педагога и детей.

Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой целью педагогам и воспитателям следует поощрять любую попытку ребенка рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам, мультфильмам или из собственной жизни, сходных с обсуждаемыми. Дошкольники должны почувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их мнению прислушиваются.

Так организация работы по развитию общения детей с умственной отсталостью будет способствовать успешному овладению ими внеситуативными формами общения со взрослыми.

Можно сделать следующий вывод по содержанию третьей главы нашего исследования.

На основе данных, полученных нами в ходе эксперимента, мы сделали ряд выводов о развитии коммуникативной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.

По результатам эксперимента мы определили, что для большинства детей с умственной отсталостью легкой формы в возрасте 6-7 лет наиболее характерной является ситуативно-деловая форма общения, т.е. общение со взрослым проще и естественнее для них происходит на фоне деловых контактов. Внеситуативные формы общения у них развиты крайне слабо: они обычно пренебрегают познавательными контактами и беседами на личностные темы. Лишь у немногих дошкольников с нарушением интеллекта к 7 годам начинает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Возрастные психологические особенности ребёнка шести – семи лет
У ребёнка в возрасте 6 – 7 лет идет очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы. С одной стороны, дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомле ...

Категории

© 2019 Copyright www.sotbay.ru