Золотая педагогика

Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование » Формирование навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта » Изучение сформированности навыков речевого общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 6

Проведение целенаправленной работы по формированию общения способствует повышению уровня коммуникативной деятельности у детей. Деловое общение у них уходит на второй план, появляется стремление к познавательным контактам, интерес к ним, т.е. наиболее характерной становится внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. У всех детей появилась способность к внеситуативно-личностному общению. Гораздо разнообразнее стали у них средства общения.

Итак, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что специально организованные коррекционные занятия, моделирующие внеситуативные формы общения со взрослым, будут способствовать повышению уровня коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта, подтвердилась.

Проанализировав литературу по проблеме формирования навыков речевого общения у детей с нарушением интеллекта, мы рассмотрели понятие общения, его формы, особенности формирования общения в дошкольном возрасте; провели сравнительный анализ особенностей формирования общения старших дошкольников с нарушением интеллекта и нормально развивающихся сверстников; подобрали методы и приемы диагностики и коррекции проблем общения у детей с умственной отсталостью легкой формы.

Общение дошкольника с интеллектуальным недоразвитием существенно отличается от общения нормально развивающихся детей, т.к. идет с большим отставанием. В раннем возрасте, вследствие патологической инертности и отсутствия интереса к окружающему миру, потребности в общении со взрослыми у этих детей часто не возникает, поэтому не происходит и своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Эмоциональное общение со взрослыми появляется лишь к концу первого началу второго года жизни, т.к. является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью.

Отсутствие средств общения, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что у детей с нарушением интеллекта не возникает общения со сверстниками.

Довольно часто не формируется внеситуативно-личностное общение. Так что возраст ребенка сам по себе не определяет форму его общения. Показателем развития общения является возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации партнера.

Для исследования проблемы общения у дошкольников 6-7 лет с умственной отсталостью легкой формы нами были выбраны такие методы диагностики, как наблюдение, беседа, тестирование.

Основным направлением нашей работы является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками.

В процессе работы нами учитывались следующие принципы: единство диагностики и коррекции проблемы формирования общения, генетический ход развития нормально развивающихся детей, актуальный и потенциальный уровни, т.е. зона ближайшего развития ребенка, создание положительного эмоционального климата во время работы.

Исследованиями особенностей психолого-педагогической коррекции проблем развития детей с нарушениями интеллекта занимались: Выготский Л. С, Певзнер М.С., Власова Т.А., Стребелева Е.А., Катаева А.А. и др.

Исследования этих ученых доказывают, что патологические черты характера у ребенка с нарушением интеллекта - следствие расхождения, возникающие между его биологическим и социальным развитием. Нравственные черты личности формируются в процессе общения ребенка со взрослым, а также в процессе овладения различными видами деятельности.

Данные, полученные в результате проведенной нами экспериментальной работы, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что специально организованные коррекционные занятия, моделирующие внеситуативные формы общения со взрослым, будут способствовать повышению уровня коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Социально-методические вопросы изучения полупроводников в СШ
Вопрос о содержании школьного физического образования чрезвычайно сложен. Одним из аспектов этой сложности является быстрота современного научно-технического прогресса, предъявляющая к образованию подрастающего поколения новые и новые требования, в то время как инерционность системы образования не ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru