Золотая педагогика

Основные направления и дела классного коллектива

Образование » Воспитательная система класса и особенности управления ею » Основные направления и дела классного коллектива

В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Собрание форм и способов жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся.

Профессор Н.М. Ткачук обосновал целесообразность использования системно – ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Если классный руководитель решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно – ролевого подхода, то он может избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т.Кашубем).

Известный ученый О.С. Газман считал, что механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребёнку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребёнка О.С. Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребёнка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно – ориентировочная, трудовая, художественно – творческая, физкультурно – оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдёт отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного, тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива. При выборе форм и способов классный наставник отдаёт предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития.

Еще по теме:

Электронные средства обучения и компьютерные презентации как средство мотивации и повышения эффективности обучения иностранным языкам
Реформирование системы образования требует модернизации учебного процесса, поиска эффективных форм и методов работы со школьниками. Новые государственные образовательные стандарты ориентируют на качественные параметры организации учебного процесса. Для этого необходимо решение двух взаимосвязанных ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru